Момент создания юр лица является

§ 2. Акт государственной регистрации как основание возникновения

Момент создания юр лица является

Способы создания юридических лиц. Установленные в отдельных правопорядках способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права.

Выделившись в особую силу как продукт развития общественных отношений, государство становится необходимым условием их существования и воспроизводства. Без санкции верховной власти нельзя быть субъектом права.

Мера поведения, закрепленная за человеком или общественным образованием, является субъективным правом или обязанностью постольку, поскольку она санкционирована законодателем .

——————————–

См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 151 – 152; Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 70.

В XIX – начале XX в. как в отечественном, так и в ряде зарубежных правопорядков были распространены две системы создания юридических лиц: концессионная (разрешительная) и явочная (регистрационная).

Концессионная система образования юридических лиц была характерна для многих стран Западной Европы (Австрии, Англии, Германии, Франции и др.) в период появления первых компаний . Концессионная система есть средство государственного контроля за созданием юридических лиц, имеющих общенациональное значение .

Научной основой концессионной системы, при которой возникновение каждого юридического лица обусловлено специальным разрешением государственной власти , была теория фикции (олицетворения). По мнению Ф.К.

Савиньи, юридическое лицо, будучи фиктивным, не имеющим реального бытия, может существовать лишь как искусственное создание положительного права, а потому должно предполагать специальный творческий акт законодателя .

Пухта замечал, что юридическое лицо существует, если имеется субъект (корпорация или учреждение) и предписание закона, признающее его в качестве субъекта права. Публичные корпорации получают юридическую личность в силу общего правила, а частные в каждом конкретном случае нуждаются в специальной концессии личности.

Учредители могут создать корпорацию, но для признания ее юридическим лицом требуется дозволение государства . Как писал Л.-Ж. Морандьер, государство определяет правосубъектность юридических лиц, которые будут иметь права, каковые законодатель пожелает признать за ними .

——————————–

См.: Максимов В.Я. Законы о товариществах. М., 1993. С. 36 – 37; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. С. 406 – 407.

См.: Зайцева В.В. Юридические лица // Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 1911. С. 85 – 86.

См.: Каминка А.И. Акционерные компании. Т. 1. С. 89 – 107; Тарасов И.Т.

Учение об акционерных компаниях. С. 85 – 87, 113; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. С. 378 – 387; Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: очерк истории и теории. С. 67 – 89.

Savigny. System des heutigen romischen Rechts. T. II. 1840 (цит. по: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 67 – 68, 226); Трубецкой Е.Н.

Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 167 – 168.

Puchta. Recension v. Savigny / Kritische Jahrbucher fur deutsche Rechtswissenschaft. B. IV. 1840. S. 707 – 708 (цит. по: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 34); Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 226.

См.: Морандьер Л.-Ж. Гражданское право Франции. М., 1958. С. 231.

До революции 1917 г. в России также существовала концессионная система создания акционерных обществ (ст. ст. 2131, 2140 – 2144, 2189 – 2197 ч. 1 т. X СЗ РИ). Как указывал П.П. Цитович, по российскому праву конца XIX в. акционерное товарищество возникает, когда подготовленный учредителями проект устава утверждается государственной властью .

——————————–

См.: Цитович П.П. Учебник торгового права. Вып. 1. Киев, 1891. С. 139.

Регистрационная система. С развитием капитализма разрешительная система образования юридических лиц перестала соответствовать духу времени. К началу XX в.

ряд стран Западной Европы перешел на явочную (явочно-нормативную, нормативно-явочную, регистрационную) систему, когда возникновение нового субъекта права обусловлено представлением учредительных документов государственному учреждению для внесения в торговый регистр .

——————————–

См.: Максимов В.Я. Законы о товариществах. С. 37; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. С. 418 – 419.

Регистрационный порядок создания юридических лиц поддерживался многими учеными, в том числе даже сторонниками теории фикции.

Среди них были германские правоведы Арндтс , Пфейфер , Рот , Унгер и др., которые утверждали, что гражданское законодательство не создает, а лишь признает факт существования искусственного субъекта права, предназначенного для реализации человеческих потребностей.

——————————–

Arndts. Lehrbuch der Pandekten. 1879; Kritische Vierteljahresschrift fur Gesetzgebung und Rechtswissenschaft. B. I. 1859; Grunhut's Zeitschrift. 1874.

Pfeifer. Lehre von den juristischen Personen nach gemeinem und wurtembergischem Rechte. 1847.

Roth. Deutsches Privatrecht. B. I. 1880.

Unger.

Zur Lehre von den juristischen Personen // Kritische Ueberschau der deutschen Gesetzgebung und Rechtswissenschaft. B. VI. 1859.

В соответствии со ст. ст. 296, 298 ГК РСФСР 1922 г. и Положением о торговой регистрации, утвержденным Постановлением СНК СССР от 20 октября 1925 г.

, все виды товариществ признавались юридическими лицами со дня внесения в торговый реестр.

——————————–

СУ СССР. 1925. N 82. Ст. 622.

И.Л. Брауде писал, что товарищество как юридическое лицо возникает лишь с момента его регистрации. В период между заключением товарищеского договора и регистрацией юридического лица объединение может существовать лишь в форме простого товарищества . Согласно п.

25 Положения о торговой регистрации, а также ст. 226 “б” УК РСФСР 1922 г. и ст. 187 УК РСФСР 1926 г. за сообщение при регистрации ложных сведений предприниматели несли уголовную ответственность в виде уплаты штрафа в размере до 300 рублей золотом или принудительных работ до трех месяцев.

——————————–

См.: Брауде И.Л. Акционерные общества и товарищества в торговле и промышленности. Пг., 1923. С. 55.

СУ РСФСР. 1922. N 16. Ст. 153.

СУ РСФСР. 1926. N 80. Ст. 600.

В литературе конца XX – начала XXI в.

выделяются четыре способа создания юридических лиц: явочный; регистрационный (заявительный, уведомительный, явочно-нормативный); разрешительный; распорядительный.

Кроме того, иногда указываются признаковый, договорно-правовой, нормативный и уставный способы.

——————————–

См.: Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 1998. С. 197; Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 1. М., 1996. С. 118 – 119.

Явочный порядок создания юридических лиц дает учредителям максимальную свободу в образовании юридических лиц, ибо для возникновения юридического лица достаточно факта волеизъявления учредителей, а государственной регистрации не требуется. Такой порядок является скорее исключением, нежели общим правилом. В некоторых зарубежных странах он легализован законодателем либо судебной практикой.

В Англии существуют компании “с незапамятных времен”, созданные на основе общего акта парламента; в США судебная практика признает существование “фактических корпораций” .

——————————–

См.: Зайцева В.В. Юридические лица // Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 86.

Строго говоря, на территории Российской Федерации создание юридических лиц в явочном порядке не допускается, хотя возможность существования некоего “фактического образования” имеется. Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 апреля 1995 г.

“Об общественных объединениях” граждане вправе создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

——————————–

Текст по состоянию на 1 июня 2004 г. // СПС “КонсультантПлюс”. ВерсияПроф.

М.В.

Жабреев выделяет особый, признаковый способ создания юридических лиц, который означает, что статус конкретной организации определяется исключительно исходя из наличия у нее признаков, характерных для юридического лица .

Думается, что этот способ есть разновидность явочного порядка создания юридических лиц, недостатки и непригодность для практического применения которого общеизвестны.

——————————–

См.: Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях // Цивилист. записки: Межвуз. сб. науч. трудов. М., 2001. С. 194 – 204.

Регистрационный порядок.

При установлении регистрационного (явочно-нормативного, нормативно-явочного, заявительного, уведомительного) способа юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации уполномоченным государственным органом.

Регистрационный порядок создания коммерческих, а иногда и некоммерческих юридических лиц предусмотрен практически во всех зарубежных странах .

——————————–

См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 86, 116 – 117.

На территории Российской Федерации в регистрационном порядке создается большинство видов юридических лиц (ст. 51, п. 1 ст.

52 ГК РФ; Закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”). Федеральным законом от 8 декабря 1995 г.

“О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” допускается уведомительный порядок создания профессиональных союзов, который фактически является разновидностью регистрационного.

——————————–

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029, 3033; N 7. Ст. 745.

Договорно-правовой порядок, иногда выделяемый как самостоятельный способ создания юридических лиц, является разновидностью регистрационного (явочно-нормативного, нормативно-явочного, заявительного, уведомительного) порядка .

——————————–

См.: Советское гражданское право. Т. 1. М., 1979. С. 151.

Разрешительный порядок.

Создание юридических лиц в разрешительном порядке предусматривает обязательное получение предварительного согласия или разрешения уполномоченного государственного органа на создание конкретного юридического лица.

Во Франции в разрешительном порядке создаются торговые товарищества, учредителями которых являются иностранцы, в Германии – учреждения, страховые общества, банки .

——————————–

См.: Зайцева В.В. Юридические лица // Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 85.

Как гласят нормы п. п. 1, 2, 7 ст.

17 российского Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, в случаях, установленных этим Законом, лица или органы, принимающие решения о создании юридического лица, вправе до принятия таких решений запросить согласие антимонопольного органа, который обязан рассмотреть это ходатайство.

Разрешительный способ создания юридических лиц не имеет самостоятельного значения, ибо разрешение на создание юридического лица не является основанием для возникновения у организации статуса юридического лица, а служит обязательным предварительным условием. В дальнейшем процедура создания может осуществляться одним из трех указанных выше способов.

Распорядительный порядок. В соответствии с распорядительным порядком юридическое лицо возникает с момента принятия уполномоченным государственным органом решения о создании юридического лица, без процедуры государственной регистрации.

Думается, что названные М.В.

Жабреевым уставный способ, когда организация приобретает статус юридического лица с момента утверждения ее устава уполномоченным государственным органом, а также нормативный способ, при котором статус юридического лица определялся наличием указания об этом в нормативных актах , являются разновидностями распорядительного способа, различаясь лишь в деталях.

——————————–

См.: Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях. С. 194 – 204.

КонсультантПлюс: примечание.

Источник: https://texts.news/yuridicheskie-litsa/akt-gosudarstvennoy-registratsii-kak-osnovanie-37794.html

Момент создания юридического лица является

Момент создания юр лица является

Тест 18 Участники полного товарищества вправе выйти из него, за­явив об этом не менее чем за: а) три месяца; б) два месяца; в) один месяц; г) шесть месяцев.

Тест 19 Оставшийся единственный участник полного товарищест­ва вправе преобразовать это товарищество в хозяйственное общество в течение: а) шести месяцев; б) одного месяца; в) трех месяцев; г) двух лет.

Тест 20 Вкладчик товарищества на вере имеет право; а) участвовать в управлении товариществом; б) получать часть прибыли товарищества; в) участвовать в ведении дел товарищества; г) оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

23. порядок создания юридического лица. учредительные документы

Для регистрации юридического лица его учредитель (учредители) должны представить в регистрирующий орган следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  3. учредительные документы юридического лица;
  4. документ об уплате государственной пошлины;
  5. если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — документ, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Создание юридического лица

Тест 38 К компетенции исполнительного органа акционерного обще­ства относится: а) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов об­щества; б) распределение прибылей и убытков общества; в) осуществление текущего руководства деятельностью обще­ства; г) избрание ревизионной комиссии.

Тест 39 Акционерное общество вправе преобразовываться в: а) производственный кооператив или коммандитное товари­щество; б) полное или коммандитное товарищество; в) общество с ограниченной ответственностью или полное то­варищество; г) общество с ограниченной ответственностью или производ­ственный кооператив.

Тест 40 Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (участвующее) общество имеет голосующих акций акционерно­го общества более: а) 20%; б) 25%; в) 30%; г) 50%.

Правовое регулирование экономических отношений

В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов власти на создание юридического лица.

Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.


В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью.

Момент создания юридического лица это

Тест 12 Не вправе выступать вкладчиками в товариществах на вере: а) учреждения, финансируемые собственниками; б) коммерческие организации; в) государственные органы и органы местного самоуправле­ния; г) индивидуальные предприниматели.

Тест 13 Бывший полный товарищ, ставший участником общества, преобразованного из товарищества, несет субсидиарную ответ­ственность по обязательствам, перешедшим к обществу в тече­ние: а) пяти лет; б) трех лет; в) двух лет; г) одного года.

Тест 14 Участник полного товарищества может быть исключен из него в судебном порядке: а) по требованию лица, ведущего дела полного товарищества; б) по требованию нескольких остающихся участников; в) по требованию одного из остающихся участников; г) по единогласному решению остающихся участников.

Моментом создания юридического лица является:

Ограничения, связанные с возможностью учреждения отдельными лицами хозяйственных товариществ и обществ. 3. Система юридических фактов, опосредующих создание хозяйственных товариществ и обществ.
4.

Уступка доли в уставном капитале ООО: теория и практика: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2009.

    Шапкина Г.С. Применение акционерного законодательства.

Источник: https://sovetjurista.online/meditsinskoe-pravo/moment-sozdaniya-yuridicheskogo-litsa-yavlyaetsya.html

Гражданское право. Юридические лица

Момент создания юр лица является

   Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц. Виды юридических лиц и их классификация.

   Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

   Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

   Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

   К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

   К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

   К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

   Юридическому лицу присущи следующие признаки:

   Признак организационного единства означает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев – структурных подразделений.

   1.Признак имущественной обособленности юридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

  2.Признак самостоятельной имущественной ответственности заключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).

   Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектом права, то, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.

   3.Завершающий признак юридического лица – это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ). 

   Правоспособность юридического лица. 

   Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

   Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

   Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

   Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

   Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

   Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

   Коммерческие и некоммерческие организации

   1.Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

   2.Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

   3.Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

   Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

   4.Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

   Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.

   В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:

   – государственная корпорация;

   – некоммерческое партнерство;

   – автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”);

Источник: http://kobzew.ru/sudeisky-voprosnik/voprosy-po-grazhdanskomu-pravu-yuridicheskie-litsa.html

§ 5. Возникновение юридических лиц: 1. Порядок возникновения юридических лиц устанавливается

Момент создания юр лица является

Для данного способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица; 3) организационная работа.

В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств . ——————————–

См., например: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (с изм.) // ВВС РСФСР. 1991.

N 16. Ст. 499; ВВС РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066; 2000. N 2. Ст. 124; 2002. N 12. Ст. 1093. Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка.

Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом.

Для него характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен во всем мире, в том числе и в России. 3.

Учредителями юридических лиц могут быть физические и юридические лица с ограничениями, установленными законом, а также государство, государственные и муниципальные образования в порядке, установленном законом (ст. 125 ГК).

4. Закон, как правило, не конкретизирует название и форму инициативного акта учредителей (участников, собственника), содержащего решение о создании юридического лица.

Как свидетельствует практика, это решение облекается в письменную форму протоколом учредительного (общего организационного) собрания, протоколом решения единственного учредителя, протоколом заседания компетентного органа единственного учредителя – юридического лица. Решение об учреждении юридического лица должно содержать место и время принятия, сведения о лицах (лице), его принявших, их подписи, оттиск круглой печати юридического лица – учредителя, результаты ания и принятые решения: по вопросам учреждения юридического лица, об утверждении его учредительных документов, об утверждении денежной оценки (взносов, вкладов), вносимых в имущество юридического лица в неденежной форме; об избрании или назначении органов юридического лица. 5. Обязательным элементом процесса возникновения (а именно, создания) юридических лиц выступает разработка учредительных документов, которые наряду с законодательством и иными нормативными актами являются правовой основой деятельности юридических лиц. Современное гражданское законодательство относит к учредительным документам в различных комбинациях устав, учредительный договор, общее положение. Статья 52 ГК определяет обязательное содержание учредительных документов для всех юридических лиц, которое конкретизируется другими статьями ГК и специальными правовыми актами по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц.

6. Процедура создания юридического лица заканчивается его государственной регистрацией.

Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц .

——————————–

См.: ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц” // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431. В форме регистрации государство контролирует создание юридических лиц. В ней реализуется признание их юридическими лицами и предоставление государством им правосубъектности.

ГК вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц.

Для нее характерны: обязательность; определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию; наличие Единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законом порядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путем обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонение от такой регистрации (ст. 51 ГК). Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа; в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Статья 12 Закона “О государственной регистрации юридических лиц” содержит закрытый перечень документов, представляемых в регистрирующий орган. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов. Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр, содержание которого исчерпывающим образом определено Законом наряду с открытостью и общедоступностью сведений, составляющих это содержание. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. За непредоставление, или несвоевременное представление, или представление для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ. Законом предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации, в том числе за необоснованный, т.е. не соответствующий легальным основаниям, отказ в государственной регистрации. Закон содержит закрытый перечень таких оснований: а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушение нормы права. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона “О государственной регистрации юридических лиц”). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/vozniknovenie-yuridicheskih-lits.html

Возникновение юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация

Момент создания юр лица является

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В основе добровольного порядка возникновения юридических лиц лежит решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации, которое должно быть представлено в определенный государственный орган, и после этого могут быть предприняты дальнейшие шаги по созданию юридического лица.

Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом.

Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст.

23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или  представление их в ненадлежащий орган.

Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).

В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка.

Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов.

К примеру, для банков такой порядок установлен прежде всего для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках).

При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке (ст. 17 Закона о конкуренции).

По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России.

Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.

Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст.

15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБ РФ, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Виды юридических лиц: понятие, функции, примеры:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/vozniknovenie-yuridicheskix-lic-poryadok-obrazovaniya-uchreditelnye-dokumenty-gosudarstvennaya-registraciya.html

Регистрация юридических лиц

Момент создания юр лица является

Екатерина Соловьева

Екатерина Соловьева, заместитель руководителя отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро ''Константа'' в г. Владимир

Из этапов создания организации одними из наиболее трудоемких и ответственных являются составление учредительных документов и государственная регистрация.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором также определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

В качестве учредительных документов называют либо устав, либо учредительный договор и устав, либо только договор. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Регистрирующие органы не вправе своей волей устанавливать перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица, и, ориентируясь на него, задерживать регистрацию. Это означает недопустимость требования иных документов (например, решения учредителя), что, к сожалению, нередко практикуется.

Заслуживает внимания указание относительно возможности действия юридического лица – некоммерческой организации на основании общего положения об организациях данного вида. Следовательно, для ее регистрации индивидуальных учредительных документов не требуется.

Учредительные документы должны иметь свою внутреннюю структуру, которая может различаться в зависимости от профиля и организационной структуры того или иного предприятия.

Независимо от способа возникновения юридическое лицо должно получить государственное признание, и факт этого признания должен быть зафиксирован государственным органом. Согласно ст.

51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Государственной регистрации подлежат все юридические лица, независимо на базе какого имущества и по чьему волеизъявлению они создаются – государства, муниципального образования, граждан или юридических лиц.

До государственной регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права. После государственной регистрации вновь возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей.

Государственная регистрация – это заключительный этап создания юридического лица.

Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах, в соответствии с федеральным законом.

Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование, включаются в Единый государственный реестр юридических лиц открытый для всеобщего ознакомления.

В силу закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа, в случае отсутствия такого – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которой осуществляется связь с юридическим лицом.

Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц, как и любые другие изменения в учредительные документы, имеют значение только после государственной регистрации юридического лица.

В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации; формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией, в соответствии с утвержденным учредителями уставом).

Законом установлено, что за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина.

В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов.

Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись.

Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

По вопросам государственной регистрации юридических лиц непосредственное представление документов в регистрирующий орган может осуществляться любым физическим лицом, независимо от того, является оно заявителем или нет, в том числе и курьерами, функции которых аналогичны функциям почтальонов и не требуют специальных полномочий, тем более нотариально засвидетельствованных. При этом расписка может быть выдана только заявителю, лицу, чья подпись засвидетельствована нотариально в заявлении.

Значение расписки, о которой идет речь, состоит не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц производится в течение пяти дней. Регистрация юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок.

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган.

При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган.

Под словом “документы” в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и оформления.

При отсутствии оснований для отказа в регистрации должностное лицо регистрирующего органа в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации. Данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Государственный реестр представляет собой совокупность сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующих документов. Государственный реестр можно условно разделить на две части:

  • список юридических лиц с предусмотренными сведениями о них;
  • определенный пакет документов, на основании которых и были составлены данные сведения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные принципы ведения Единого государственного реестра: всеобщность, достоверность, публичность, платность.

Внесение сведений о создаваемом юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц в процессе регистрации сопровождается присвоением ему уникального номера – основного государственного регистрационного номера (ОГРН (ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР), который присваивается один раз и никогда не меняется вплоть до ликвидации или реорганизации данного юридического лица. Записи о последующих изменениях в учредительных документах вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации этих изменений. Каждой записи присваивается свой государственный регистрационный номер (ГРН), и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Присвоение основного государственного регистрационного номера фиксируется в специальном штампе, проставляемом на обороте учредительного документа, и содержит 13 цифр этого номера.

В штампе, кроме этого, указывается номер Инспекции Федеральной налоговой службы, в которой произведена регистрация, дата, а также фамилия, имя, отчество руководителя (должностного лица закрепленного приказом), либо лица его замещающего.

Вместе с экземпляром проштампованного таким образом учредительного документа выдаются два специальных свидетельства на установленных бланках.

Одно о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, в котором указано полное наименование, включающее организационно-правовую форму, местонахождение юридического лица, дату регистрации, номер Инспекции Федеральной налоговой службы и обязательно основной государственный регистрационный номер в специальной табличной форме. Второе свидетельство – о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по местонахождению на территории РФ, в котором, помимо ОГРН (основной государственный регистрационный номер), указываются присвоенные юридическому лицу идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки (ИНН/КПП). ИНН присваивается одновременно с регистрацией юридического лица (для этого и произошло слияние регистрирующих функций действующих ранее регистрационных палат и налоговых органов).

Оба выданных свидетельства имеют подписи руководителей налогового органа и печати.

Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение.

С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей.

Например, согласно закону об обществах с ограниченной ответственностью, каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором, и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества.

Источник: https://ruconst.com/articles/7326/

ЗнайПрава
Добавить комментарий