На какой счет поставить автошины

Как правильно списать шины, приобретенные для автомобиля, который находится на балансе компании? (А. Калденбергер, магистр учета и аудита, профессиональный бухгалтер РК, старший преподаватель КЭУК )(03 мая 2013 г.)

На какой счет поставить автошины

А. Калденбергер, магистр учета и аудита,

профессиональный бухгалтер РК,

старший преподаватель КЭУК

КАК ПРАВИЛЬНО СПИСАТЬ ШИНЫ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ НА БАЛАНСЕ КОМПАНИИ?

Как правильно списать шины, приобретенные для автомобиля, который находится на балансе компании?

Рассмотрим несколько возможных вариантов учета приобретенных автомобильных сезонных шин.

Первый вариант. Списание при передаче в эксплуатацию. В бухгалтерском учете стоимость шин, изначально учтенных в составе запасов, списывается на расходы единовременно в момент установки и в дальнейшем не подлежит корректировке при смене сезона исходя из фактического времени их эксплуатации до достижения ресурса пробега.

Бухгалтерские проводки:

1.Приобретение шин:

Д-тК-т
1350 «Автомобильные шины»3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

2. На сумму НДС:

Д-тК-т
1420 «Налог на добавленную стоимость»3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

3. Оплата поставщику:

Д-тК-т
3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

4. Списана стоимость шин при установке на автомобиль:

Д-тК-т
7210 «Административные расходы»,7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг»8410 «Накладные расходы»1350 «Автомобильные шины».

Второй вариант. Списание по окончании использования. К счету 1350 можно открыть субсчета: «Автомобильные шины в запасе» и «Автомобильные шины в эксплуатации».

До достижения нормы эксплуатационного пробега учет шин можно вести с отражением на соответствующих субсчетах. То есть списывать автомобильные шины на счета учета затрат можно после того, как шины достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя. В учете эти операции отражаются следующими записями:

1.Приобретение шин:

Д-тК-т
1350 субсчет «Автомобильные шины в запасе»3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

2. На сумму НДС:

Д-тК-т
1420 «Налог на добавленную стоимость»3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

3. Оплата поставщику:

Д-тК-т
3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

4. Отражена установка сезонных шин на автомобиль:

Д-тК-т
1350 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»1350 субсчет «Автомобильные шины в запасе»

5. Отражен возврат шин на склад по окончании сезона:

Д-тК-т
1350 субсчет «Автомобильные шины в запасе»1350 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»

6. Списана стоимость сезонных шин после того, как шины достигли установленного ресурса пробега либо вышли из строя:

Д-тК-т
7210 «Административные расходы»,7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг»8410 «Накладные расходы»1350 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»

Третий вариант. Списание по мере использования согласно эксплуатационным нормам пробега. Отражая сезонность применения шин, организация может списывать затраты на приобретение шин равномерно в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин.

ПРИМЕР:

Организация имеет на балансе легковой автомобиль, который используется в административных целях. В октябре текущего года был приобретен комплект зимней резины за 51 520 (включая НДС). В ноябре эта резина была установлена на автомобиль.

Согласно учетной политике стоимость сезонных шин списывается по мере их эксплуатации. Норма эксплуатационного пробега шин — 40 000 км. (условно). В ноябре автомобиль на зимних шинах проехал 3 000 км, тогда сумма списания составит: (46 000 тенге/40 000 км.

)× 3 000 км. = 3 450 тенге.

Бухгалтерские проводки:

1. Приобретен зимний комплект шин:

Д-тК-тСумма
1350 субсчет «Автомобильные шины в запасе»3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»46 000

2. На сумму НДС:

Д-тК-тСумма
1420 «Налог на добавленную стоимость»3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»5 520

3. Оплата поставщику:

Д-тК-тСумма
3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»51 520

4. Установка зимних шин:

Д-тК-тСумма
1350 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»1350 субсчет «Автомобильные шины в запасе»46 000

5. Отражено частичное списание стоимости зимнего комплекта шин за ноябрь:

Д-тК-тСумма
7210 «Административные расходы»1350 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»3 450

Предположим, что за сезон, стоимость зимнего комплекта шин была списана на 17 250 тенге.

6. Оприходованы на склад зимние шины по остаточной стоимости по окончанию сезона (46 000 – 17 250):

Д-тК-тСумма
1350 субсчет «Автомобильные шины в запасе»1350 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»28 750

Четвертый вариант. Учет в качестве основных средств.

В соответствии с пунктом 8 МСФО (IAS) 16 «Основные средства»), запасные части и вспомогательное оборудование, как правило, отражаются в учете в составе запасов и подлежат списанию на прибыль или убыток по мере их использования.

Тем не менее, крупные запасные части и резервное оборудование классифицируются как основные средства в случае, когда предприятие рассчитывает использовать их в течение более чем одного отчетного периода.

Аналогичным образом, если запасные части и сервисное оборудование можно использовать только в связи с эксплуатацией объекта основных средств, они учитываются как основные средства.

ПРИМЕР:

Организация имеет на балансе легковой автомобиль, который используется в административных целях. В октябре отчетного периода был приобретен комплект зимней резины за 51 520 (включая НДС), без НДС соответственно – 46 000 тенге.

В ноябре эта резина была установлена на автомобиль. Согласно учетной политике автомобильные шины учитываются как основные средства с начислением амортизации производственным методом на основе пробега.

Самортизированная стоимость зимнего комплекта шин с ноября по март составляет 17 250 тенге.

Бухгалтерские проводки:

1. Приобретен зимний комплект шин:

Д-тК-тСумма
2410 «Основные средства»3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»46 000

2. На сумму НДС:

Д-тК-тСумма
1420 «Налог на добавленную стоимость»3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»5 520

3. Оплата поставщику:

Д-тК-тСумма
3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»51 520

4. Начислена амортизация зимнего комплекта шин за сезон (с ноября по март):

Д-тК-тСумма
7210 «Административные расходы»2420 «Амортизация основных средств»17 250

Согласно пункту 55 МСФО (IAS) 16, начисление амортизации не прекращается в случае простоя актива или прекращения активного использования актива, за исключением случаев, когда актив полностью амортизирован. Тем не менее, при применении методов амортизации на основе использования актива сумма амортизационного отчисления может быть равна нулю, если актив не эксплуатируется.

Таким образом, организация может выбрать наиболее приемлемый вариант учета автомобильных шин, и отразить свой выбор в учетной политике.

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31382255

На какой счет поставить автошины

На какой счет поставить автошины

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО – +7 (499) 653-60-72 Доб. 574
  • Санкт-Петербург и Лен. область – +7 (812) 426-14-07 Доб. 366

Необходимость менять шины и аккумуляторы автомобиля возникает постоянно. По мере эксплуатации автомобиля эти две неотъемлемые его составляющие изнашиваются значительно быстрее, чем остальные.

Они отрабатывают свой ресурс и больше не могут его восстановить. Вместе с тем шины меняют не только потому, что исчерпался их ресурс, но еще и учитывая сезонные особенности.

Каким образом это учитывать?

Транспортные средства имеются у многих организаций.

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней.

«Шинный» учет: все, что нужно знать бухгалтеру

Необходимость менять шины и аккумуляторы автомобиля возникает постоянно. По мере эксплуатации автомобиля эти две неотъемлемые его составляющие изнашиваются значительно быстрее, чем остальные.

Они отрабатывают свой ресурс и больше не могут его восстановить. Вместе с тем шины меняют не только потому, что исчерпался их ресурс, но еще и учитывая сезонные особенности.

Каким образом это учитывать?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно осознать, что такое замена шин и аккумулятора автомобиля с технической точки зрения. Чтобы он выполнял свою функцию средства передвижения, ему нужно достаточно большое количество технических операций. В него, в частности, входят перечни операций, относящихся к первому, второму и сезонному техническому обслуживанию.

Логика достаточно простая: если операцию, которая нас интересует, мы находим в одном из указанных перечней, она является техобслуживанием далее — ТО.

Но если мы внимательно просмотрим все вышеприведенные перечни, то не найдем там операций по замене шин и аккумуляторов. Является ли это проблемой? Вовсе нет! Таким образом, владелец автомобиля может дополнить вышеприведенные перечни некоторыми операциями.

Так, согласно п. Сезонную замену резины вполне можно считать ТО на этом основании. Сезонная замена шин вовсе не означает, что эти шины полностью изношены и их нужно списывать. Современные шины особенно производства ведущих брендов имеют срок службы до 10 лет.

Поэтому, повторим еще раз, их сезонная замена не обязательно связана с тем, что они полностью отработали свой пробег. Ясное дело, если шины пригодны к дальнейшему использованию не изношены, не имеют дефектов и т. А вот с аккумуляторами ситуация немного другая.

В разд. Выходит, что аккумуляторную батарею, отслужившую установленный срок, но при этом полностью работоспособную, заменять рановато. А вот если и установленный срок ее использования прошел, и рабочее состояние достигло допустимого предела, то заменить ее можно без проблем.

Такую замену следует считать ТО автомобиля. То есть операцией по поддержке исправности автомобиля во время использования по назначению п. Бухгалтерский учет. Поэтому не нужно отдельно отражать в учете шины, которые находятся на автомобиле при его приобретении. Ведь они входят в стоимость приобретенного автомобиля и учитываются вместе с ним в составе объекта основных средств.

При этом возможны два варианта учета расходов на их приобретение. Формального запрета для этого нет. Вариант 1. При передаче шин со склада для установления на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта ОС в рабочем состоянии п. Для этого в учете осуществляют проводку: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт Вариант 2.

Стоимость шин относят в состав расходов в момент их списания в связи с непригодностью , а не в момент установления на автомобиль. До этого времени их продолжают учитывать в составе запасов. Этот вариант следует из описания субсчета На нем ведется учет, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте.

Учитывая, что теперь бухучет играет первую скрипку для расчета налога на прибыль, этот вариант является более безопасным. К тому же такой вариант более целесообразно использовать и по другой причине.

Если ни одной экономической выгоды не предусматривается, списывайте стоимость шины в расходы Дт 23, 91, 92, 93, А если предприятие меняет резину на арендованном автомобиле?

На учете это никак не отразится. Арендатор так же приходует себе на баланс приобретенные им шины и отражает их установление на автомобиль. Разница лишь в том, что если снятая резина принадлежит арендодателю, то арендатор не отражает в своем учете снятие такой резины. К аккумуляторам первоначально применяем тот же принцип учета, что и к шинам.

А уже дальше в учете с аккумуляторами немного проще. Ведь аккумуляторы в отличие от шин не нужно снимать с автомобиля в связи с сезонными изменениями. Он снимается один раз — когда полностью отрабатывает свой рабочий ресурс и подлежит замене. Расходы на замену аккумуляторов в бухучете относят к расходам периода в зависимости от направления использования автомобиля.

То есть установление аккумулятора на автомобиль отражают записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт Подтверждается наш подход, в частности, и п.

Там сказано, что операции по замене шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения автомобиля. Поэтому эти расходы не капитализируются согласно п. Они идут в расходы периода.

Налоговый учет. Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете операции по замене шин и аккумуляторов не вызывают никаких разниц.

Стоимость шин и аккумуляторов влияет на объект налогообложения так же, как и на бухучетный финрезультат.

Но расходы на заменители шины и аккумуляторы на это никак не влияют, ведь они не включаются в первоначальную стоимость автомобиля и не амортизируются.

И даже если заменяем шины и аккумулятор на непроизводственном автомобиле, расходы все равно отражать можно. Ведь замена шин и аккумулятора не является ремонтом, а следовательно, выпадает из запрета, установленного п.

В НДС-учете тоже все стандартно. При приобретении шин и аккумуляторных батарей начисляем налоговый кредит по НДС. Предприятие меняет летнюю резину на автомобиле используемом для административных хозяйственных целей на зимнюю. Стоимость приобретенной зимней резины — грн. Стоимость летней резины — ,5 грн. Летняя резина пригодна к дальнейшей эксплуатации и возвращается на склад.

Кроме того, предприятие устанавливает новый аккумулятор вместо того, который отработал свой рабочий ресурс. Стоимость нового аккумулятора — грн.

Справедливая стоимость отработанного аккумулятора — грн. Для работ по замене шин и аккумулятора привлечена СТО, стоимость услуг которой — грн. Как отразить эти операции в учете предприятия, см.

Замена шин и аккумулятора на автомобиле предприятия. хозяйственной операции. Уплачено поставщику за комплект зимних шин и аккумулятор. Снята и возвращена на склад летняя резина. Установлена на автомобиль зимняя резина.

Установлен на автомобиль новый аккумулятор.

Оприходован отработанный аккумулятор по справедливой стоимости. Начислены налоговые обязательства по НДС. Окончательно списан старый аккумулятор. Отражены расходы на приобретение услуг СТО по замене шин и аккумулятора. Замена шин на автомобиле ФЛП. Рассмотрим теперь ситуацию, когда шины и аккумулятор на своем авто меняет, не юрлицо, а физлицо-предприниматель ФЛП.

Если речь идет о ФЛП-единоналожнике , то ситуация простая. А вот по ФЛП-общесистемщикам ситуация крайне неблагоприятная. Ведь как легковые, так и грузовые автомобили для них определены как основные средства двойного назначения п.

Именно к таким расходам и относятся расходы на замену шин и аккумуляторов на автомобиле. Как видите, замена шин и аккумулятора — это очень простая и даже банальная процедура, как с технической, так и с учетной стороны.

Наши сайты: iFactor Электронные версии бухгалтерских журналов FactorAcademy Дистанционное обучение на онлайн-курсах в различных направлениях Бухгалтер Всё о бухгалтерском учете, налогообложении и отчетности Бухгалтер.

Войти Регистрация Выход. Меню Меню. Рус Укр. Обратная связь. Связаться с нами. Позвоните нам: Перезвоните мне. Вопросы по работе сайта: support id. Отзывы и пожелания: feature.

Меняем шины и аккумуляторы

Новости Инструменты Форум Барометр. Войти Зарегистрироваться. Вход для зарегистрированных:. Забыли пароль? Войти через:. Раньше вы входили через.

Учет автомобильных шин в казенном учреждении

Бухгалтеру предприятия в целях правильного учета важно знать общие сведения о пневматических шинах.

Их обязаны применять все предприятия , которые эксплуатируют, содержат КТС, специальные машины, выполненные на колесных шасси, передвигающиеся по улично-дорожной сети общего пользования и в особых условиях эксплуатации. На некоторые виды КТС, указанные в разд. Это, в частности:. Это предписывает п.

Учет автомобильных шин

Бухгалтерией в учете, прежде всего, принимаются во внимание назначение шин у автотранспорта и особенности их эксплуатации. Стандартное их использование — сезонная смена либо замена изношенных и непригодных на новые. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский учет автошин на предприятии.

Основными параметрами учета являются: нажмите для раскрытия их количество; модель; марка резины; стоимость; размер. Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта.

При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками проводками. Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти.

Шины автотранспорта оборотного фонда в подотчете учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.

Учет расходов на шины и диски зимой

.

.

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как выбрать шины?

Источник: https://pravduznaem.ru/predprinimatelskoe-pravo/na-kakoy-schet-postavit-avtoshini.php

Учет расходов на шины и диски зимой

На какой счет поставить автошины

Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней. Об учете и налогообложении при покупке, вводе в эксплуатацию и использовании зимней и летней резины, а также дисков мы расскажем в нашей статье.

Если фирма купила автомобиль, то комплект шин и дисков, которые установлены на нем, входят в первоначальную стоимость ОС. В этом случае стоимость авторезины и дисков учитывают на счете 01 в составе автомобиля и списывают через амортизацию.

В процессе эксплуатации авто и износа дисков и шин компания вправе приобретать комплекты как всесезонных шин, которые подлежат замене, когда станут непригодными, так и комплекты летней и зимней резины, при смене которых возникают вопросы учета и налогообложения.

Основное средство?

Автомобильные шины и диски, приобретенные отдельно, бухгалтер включает в состав МПЗ и учитывает как запасные части вне зависимости от их стоимости и срока службы. Почему автошины и диски нельзя отнести к основным средствам? ОС1 признается имущество, используемое в течение длительного времени как средство производства.

Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета2 определена характеристика ОС — использование объекта в качестве средства труда. Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля.

Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств3 — в его списке отсутствуют шины и диски. А инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 “Материалы” в составе запасных частей на субсчете 10-54. Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией. Они не увеличивают стоимость ОС.

Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.

Если компания является автотранспортной или же использует автомобили в деятельности, которая связана с производством и торговлей, то стоимость шин и дисков учитывают в налоговом учете в составе материальных расходов как косвенные затраты. Их признают в момент передачи запасных частей в производство5 и списывают единовременно в полном объеме6. Фирма, которая не является автотранспортной, вправе отразить затраты на приобретение резины в составе прочих расходов7.

Сотрудники налоговой инспекции расходы на приобретение и установку шин и дисков признают обоснованными, так как они связаны с поддержанием эксплуатационных свойств авто. Бухгалтер может уменьшать налоговую базу по прибыли на стоимость резины и дисков, а также на затраты по шиномонтажу специализированными фирмами или сотрудниками компании. Во избежание претензий в учетной политике следует закрепить порядок списания шин и дисков. Прописать, к прямым или косвенным затратам компания будет относить услуги сторонних организаций по шиномонтажу.

Что касается списания автошин и дисков в бухгалтерском учете, то это будет зависеть от выбранного компанией и утвержденного в учетной политике метода.

Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, бухгалтеру следует применять единовременное списание стоимости дисков.

В отношении автошин бухгалтер должен руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки. Обычно летне-зимняя резина по окончании сезона возвращается на склад.

В этом случае пункт 112 Методических указаний8 рекомендует при возврате на склад материалов, ранее списанных в производство, уменьшать затраты на стоимость таких МПЗ с учетом фактического сезонного износа. Бухгалтер должен оприходовать шины на субсчет счета 10 в корреспонденции с теми счетами, на которые они были списаны ранее.

Определяем износ шин

До 1 января 2008 года действовали Правила эксплуатации автомобильных шин на территории России9. Регламент закреплял ведение карточек учета шин, в которых следовало отражать дату ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, износ и повреждения.

На основании карточек изношенные шины при достижении нормы эксплуатационного пробега менялись на новые. Заполнение карточек учета — документальное обоснование списания пришедших в негодность автошин. Их следует заводить на каждую новую шину, отпущенную в эксплуатацию.

До 1 января 2007 года действовали Временные нормы, которые определяли эксплуатационный пробег шин10 по формуле:

Hi (норма эксплуатации шины) = H x K1 x K2,

где H — среднестатистический пробег шины (тыс. км); K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автомобиля; K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля. Норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега.

На сегодняшний день и Правила, и Временные нормы утратили силу. Взамен этих документов новые регламенты не утверждены. Однако в своем письме Минтранс России11 сообщает, что Временные нормы продолжают действовать до момента вступления в силу новых регламентов.

С одной стороны, бухгалтер не обязан вести карточки учета автомобильных шин. С другой — отмена Правил и Временных норм не говорит о том, что компания не должна организовать учет по списанию шин. Руководство вправе утвердить приказом собственную форму учета пробега автомобильных шин и порядок ее заполнения.

При смене летней резины на зимнюю возникает вопрос, как учесть эту операцию. Назвать ремонтом такие действия нельзя, так как шины могли не до конца выработать свой срок. Замена шин при смене сезонов является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля.

Фирма выбирает наиболее предпочтительный порядок учета автошин и колесных дисков и закрепляет его в учетной политике.

Существует несколько способов учета шин и дисков. Вариант первый. Списание стоимости шин и колесных дисков на расходы единовременно в момент их установки на автомобиль.

При этом не учитываются эксплуатационный срок и достижение износа автомобильных шин и дисков. Российским законодательством не предусмотрен регламент по учету колесных дисков.

Бухгалтер вправе списать их стоимость единовременно, не учитывая сезонный характер эксплуатации дисков, если порядок установлен внутрифирменными приказами.

Пример Компания приобрела и установила на служебный автомобиль комплект зимних шин и колесных дисков (колесо в сборе) стоимостью 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).

ДЕБЕТ 60 субсчет “Авансы выданные” КРЕДИТ 51

– 19 360 руб. — поставщику оплачен аванс за колесо в сборе;

ДЕБЕТ 68 субсчет “Расчеты по НДС” КРЕДИТ 76 субсчет “НДС с предоплаты”

– 2953 руб. — принят к вычету НДС с аванса по счету-фактуре;

ДЕБЕТ 10 субсчет “Зимние автомобильные шины” КРЕДИТ 60

– 16 407 руб. (19 360 – 2953) — оприходовано колесо в сборе;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2953 руб. — учтен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет “Авансы выданные”

– 19 360 руб. — зачет аванса;

ДЕБЕТ 68 субсчет “Расчеты по НДС” КРЕДИТ 19

– 2953 руб. — принят к вычету НДС по колесу в сборе;

ДЕБЕТ 76 субсчет “НДС с предоплаты” КРЕДИТ 68 субсчет “Расчеты по НДС”

– 2953 руб. — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по авансу;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет “Зимние автомобильные шины”

– 16 407 руб. — списана стоимость колеса в сборе в связи с введением в эксплуатацию. Если фирма приобретает шины и диски отдельно, то их учет следует отразить проводками по каждому МПЗ. Стоимость колесных дисков для установки их на комплекте зимней резины составила 15 600 руб. (в т. ч. НДС — 2380 руб.). Списание дисков бухгалтер отразит следующим образом:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2380 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком за диски по счету-фактуре;

ДЕБЕТ 10 субсчет “Колесные диски” КРЕДИТ 60

– 13 220 руб. (15 600 – 2380) — отражен расход по приобретению дисков;

ДЕБЕТ 68 субсчет “Расчеты по НДС” КРЕДИТ 19

– 2380 руб. — принят к зачету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 15 600 руб. — поставщику оплачены колесные диски;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет “Колесные диски”

– 13 220 руб. — списаны колесные диски в производство.

Вариант второй. Бухгалтер может использовать данные о фактическом и нормативном пробегах для возврата на склад летне-зимних шин с учетом того, что они подлежат эксплуатации в следующем сезоне.

Стоимость автошин подлежит восстановлению на открытых субсчетах к счету 10 “Материалы” с учетом их частичного износа, который уменьшает стоимость МПЗ пропорционально пройденному пробегу.

Записи отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 20 до того момента, пока не наступит установленный пробег и шины не будут сняты с эксплуатации в связи с непригодностью. При этом целесообразно составить бухгалтерскую справку.

Пример Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 30 000 км; фактический пробег за зимний сезон — 7000 км). Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.

) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 40 000 км; фактический пробег за летний сезон — 15 000 км). Возврат летней резины на склад следует отразить с учетом износа за летний сезон, который составит отношение фактического пробега летней резины к нормативному, т. е. 3909 руб.

(15 000 км : : 40 000 км x 10 424 руб.). Бухгалтер отразит это проводкой:

ДЕБЕТ 10 субсчет “Возврат летних сезонных шин на склад” КРЕДИТ 20

– 6515 руб. (10 424 – 3909) — возврат летнего комплекта шин на склад с учетом износа. Возврат зимней резины на склад отражается с учетом фактического пробега за зимний период к установленному пробегу, т. е. 3828 руб. (7000 км : 30 000 км x x 16 407 руб.). Операции подлежат отражению следующей проводкой:

ДЕБЕТ 10 субсчет “Возврат зимних сезонных шин на склад” КРЕДИТ 20

– 12 579 руб. (16 407 – 3828) — возврат зимнего комплекта шин на склад с учетом износа.

Вариант третий. В соответствии с Планом счетов бухгалтер может вести учет движения сезонных автомобильных шин на открытых аналитических субсчетах к счету 10 “Материалы”. На счета затрат стоимость комплекта резины списывают только после того, как она достигнет своего эксплуатационного пробега.

Пример Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.). Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.).

Учет движения шин бухгалтер может отразить на открытых аналитических счетах. При этом стоимость колесных дисков будет списана в расходы компании единовременно в момент их установки на комплект резины.

Проводки будут выглядеть следующим образом:

ДЕБЕТ 10 субсчет “Автомобильные шины на складе” КРЕДИТ 10 субсчет “Автомобильные шины в обороте”

– 10 424 руб. — возврат летних шин на склад по окончании сезона;

ДЕБЕТ 10 субсчет “Автомобильные шины в обороте” КРЕДИТ 10 субсчет “Автомобильные шины на складе”

– 16 407 руб. — установка зимних шин на автомобиль;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет “Автомобильные шины в обороте”

– 10 424 руб. — списана стоимость летней резины в связи с окончанием срока эксплуатации;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет “Автомобильные шины в обороте”

– 16 407 руб. — списана стоимость зимней резины в связи с окончанием срока эксплуатации.

Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании “Реал-аудит”

Приобретенные диски должны быть классифицированы в бухгалтерском учете как запасные части и учитываться в составе МПЗ независимо от стоимости единицы на субсчете 10.5.

Они не могут быть признаны основными средствами, так как не соответствуют определению инвентарного объекта по пункту 6 ПБУ 6/01.

В налоговом учете диски также не могут быть признаны основными средствами, поскольку не являются средствами труда и, следовательно, не соответствуют определению пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса.

Расходы на приобретение дисков и в бухгалтерском, и в налоговом учете должны признаваться по дате их передачи в эксплуатацию единовременно как материальные расходы (п. 16 ПБУ 5/01, п. 2.1 ст. 254, п.

2 ст. 272 НК РФ). Будут эти расходы в налоговом учете отнесены к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, который организация утвердит самостоятельно в учетной политике (п. 1 ст.

318 НК РФ).

И.С. Гривцова,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Источник: https://www.garant.ru/company/garant-press/ab/289749/04/

Меняем шины и аккумуляторы. Налоги и бухгалтерский учет, № 87, Октябрь,

На какой счет поставить автошины

Необходимость менять шины и аккумуляторы автомобиля возникает постоянно. По мере эксплуатации автомобиля эти две неотъемлемые его составляющие изнашиваются значительно быстрее, чем остальные.

Они отрабатывают свой ресурс и больше не могут его восстановить. После этого их уже нельзя отремонтировать, можно только «утилизировать», а на их изменение установить новые.

Вместе с тем шины меняют не только потому, что исчерпался их ресурс, но еще и учитывая сезонные особенности.

Каким образом это учитывать? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно осознать, что такое замена шин и аккумулятора автомобиля с технической точки зрения.

Техосмотр? Ремонт? Или что-то «третье»?

Автомобиль — сложная «игрушка». Чтобы он выполнял свою функцию средства передвижения, ему нужно достаточно большое количество технических операций.

Чтобы разобраться в их разнообразии и четко классифицировать все операции, Минтранс предлагает нам Положение № 102*.

В него, в частности, входят перечни операций, относящихся к первому, второму и сезонному техническому обслуживанию.

Логика достаточно простая: если операцию, которая нас интересует, мы находим в одном из указанных перечней, она является техобслуживанием (далее — ТО). Но если мы внимательно просмотрим все вышеприведенные перечни, то не найдем там операций по замене шин и аккумуляторов.

Является ли это проблемой? Вовсе нет! Приведенные в приложениях к Положению № 102 перечни операций по ТО не являются исчерпывающими.

Таким образом, владелец автомобиля может дополнить вышеприведенные перечни некоторыми операциями. Так, согласно п. 1.3 Положения № 102 сезонное ТО выполняется для подготовки транспортного средства к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях. Сезонную замену резины вполне можно считать ТО на этом основании.

Сезонная замена шин вовсе не означает, что эти шины полностью изношены и их нужно списывать

Современные шины (особенно производства ведущих брендов) имеют срок службы до 10 лет. Поэтому, повторим еще раз, их сезонная замена не обязательно связана с тем, что они полностью отработали свой пробег.

Сезонную замену осуществляют для того, чтобы не «скользить» на летней резине по зимним дорогам и, наоборот, чтобы не «плавать» по летним дорогам на зимней. Поэтому весной автомобиль вполне можно «переобуть» в ту же резину, на которой он «откатал» предыдущий сезон.

Ясное дело, если шины пригодны к дальнейшему использованию (не изношены, не имеют дефектов и т. п.).

А вот с аккумуляторами ситуация немного другая. В разд.

2 Норм № 489* указано, что предельным для аккумуляторной батареи является состояние, в случае достижения которого дальнейшая эксплуатация аккумуляторной батареи недопустима или нецелесообразна в связи с уменьшением емкости ниже 40 % от номинальной или если восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно.

Выходит, что аккумуляторную батарею, отслужившую установленный срок, но при этом полностью работоспособную, заменять рановато.

А вот если и установленный срок ее использования прошел, и рабочее состояние достигло допустимого предела, то заменить ее можно без проблем. Такую замену следует считать ТО автомобиля. Но уже не сезонным, а «обычным».

То есть операцией по поддержке исправности автомобиля во время использования по назначению (п. 1.3 Положения № 102).

Бухгалтерский учет

Собственно автомобиль при вводе в эксплуатацию отражается на субсчете 105 «Транспортные средства» по первоначальной стоимости. Автомобиль предприятие приобретает в «полнокомплектном» виде, в том числе с шинами и аккумулятором, без которых авто не сможет выехать из автосалона.

Поэтому не нужно отдельно отражать в учете шины, которые находятся на автомобиле при его приобретении. То же обычно касается и «запаски», которая есть в комплекте нового автомобиля, а также «родного» аккумулятора. Ведь они входят в стоимость приобретенного автомобиля и учитываются вместе с ним в составе объекта основных средств.

Шины. В суммовом учете предприятия обычно отражают только шины, купленные отдельно и впоследствии**. Для этого предназначен субсчет 207 «Запасные части». При этом возможны два варианта учета расходов на их приобретение.

Вариант 1. При передаче шин со склада для установления на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта ОС в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»). Для этого в учете осуществляют проводку: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.

Вариант 2. Стоимость шин относят в состав расходов в момент их списания в связи с непригодностью, а не в момент установления на автомобиль. До этого времени их продолжают учитывать в составе запасов. Этот вариант следует из описания субсчета 207. На нем ведется учет, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте.

Учитывая, что теперь бухучет играет первую скрипку для расчета налога на прибыль, этот вариант является более безопасным. К тому же такой вариант более целесообразно использовать и по другой причине.

Мы уже отмечали то, что современные шины «живут» достаточно долго и используются в течение нескольких сезонов.

А это значит, что в результате сезонной замены шин их несколько раз придется «обувать» на автомобиль, а потом так же несколько раз снимать. Поэтому

целесообразно, чтобы шины продолжали учитываться в суммовом учете вплоть до своего полного списания

Для учета шин в запасе (на складе) и обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 207 открывают отдельные субсчета, например, 207/1 «Шины на складе» и 207/2 «Шины в эксплуатации». При передаче шин в эксплуатацию делают проводку: Дт 207/2 — Кт 207/1, а при возврате на склад в связи с сезонной заменой — обратную: Дт 207/1 — Кт 207/2.

Если после вывода шины из эксплуатации вы планируете получить за нее компенсацию (например, сдать в утилизацию) — делайте запись: Дт 209 «Прочие материалы» — Кт 207/2. Если ни одной экономической выгоды не предусматривается, списывайте стоимость шины в расходы (Дт 23, 91, 92, 93, 94).

А если предприятие меняет резину на арендованном автомобиле? На учете это никак не отразится. Арендатор так же приходует себе на баланс приобретенные им шины и отражает их установление на автомобиль. Разница лишь в том, что если снятая резина принадлежит арендодателю, то арендатор не отражает в своем учете снятие такой резины.

Аккумулятор. К аккумуляторам первоначально применяем тот же принцип учета, что и к шинам. То есть на субсчете 207 «Запасные части» отражаем только аккумуляторы, которые приобретены для замены.

А уже дальше в учете с аккумуляторами немного проще. Ведь аккумуляторы (в отличие от шин) не нужно снимать с автомобиля в связи с сезонными изменениями.

Он снимается один раз — когда полностью отрабатывает свой рабочий ресурс и подлежит замене. Поэтому

стоимость аккумулятора-заменителя можно списывать на расходы уже непосредственно при его установлении на автомобиль

Расходы на замену аккумуляторов в бухучете относят к расходам периода в зависимости от направления использования автомобиля. То есть установление аккумулятора на автомобиль отражают записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.

Подтверждается наш подход, в частности, и п. 3.19 Положения № 102. Там сказано, что операции по замене шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения автомобиля. Поэтому эти расходы не капитализируются согласно п. 14 П(С)БУ 7. Они идут в расходы периода.

Налоговый учет

Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете операции по замене шин и аккумуляторов не вызывают никаких разниц. Стоимость шин и аккумуляторов влияет на объект налогообложения так же, как и на бухучетный финрезультат. Есть, конечно, «амортизационные» разницы у высокодоходников (пп. 138.1, 138.

2 НКУ), которые будут определяться по автомобилю как объекту ОС. Но расходы на заменители (шины и аккумуляторы) на это никак не влияют, ведь они не включаются в первоначальную стоимость автомобиля и не амортизируются. И даже если заменяем шины и аккумулятор на непроизводственном автомобиле, расходы все равно отражать можно.

Ведь замена шин и аккумулятора не является ремонтом, а следовательно, выпадает из запрета, установленного п.п. 138.3.2 НКУ.

НДС. В НДС-учете тоже все стандартно. При приобретении шин и аккумуляторных батарей начисляем налоговый кредит по НДС. В случае использования автомобиля в нехозяйственной деятельности или же в безНДСных операциях придется начислять «компенсирующий» НДС (согласно п. 198.5 НКУ).

Напоследок — наш традиционный пример.

Пример. Предприятие меняет летнюю резину на автомобиле (используемом для административных хозяйственных целей) на зимнюю. Стоимость приобретенной зимней резины — 600 грн./шина (в том числе НДС — 100 грн./шина). Стоимость летней резины — 562,5 грн./шина (в том числе НДС — 93,75 грн./шина). Летняя резина пригодна к дальнейшей эксплуатации и возвращается на склад.

Кроме того, предприятие устанавливает новый аккумулятор вместо того, который отработал свой рабочий ресурс. Стоимость нового аккумулятора — 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). Справедливая стоимость отработанного аккумулятора — 180 грн.

Для работ по замене шин и аккумулятора привлечена СТО, стоимость услуг которой — 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.).

Как отразить эти операции в учете предприятия, см. в табл.

Замена шин и аккумулятора на автомобиле предприятия

№ п/п

хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1

Оприходован комплект зимних шин

207/1

631

2000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

631

400

641

644/1

400

3

Оприходован новый аккумулятор

207

631

1000

4

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

631

200

641

644/1

200

5

Уплачено поставщику за комплект зимних шин и аккумулятор

631

311

3600

6

Снята и возвращена на склад летняя резина

207/1

207/2

1875

7

Установлена на автомобиль зимняя резина

207/2

207/1

2000

8

Установлен на автомобиль новый аккумулятор

92

207

1000

9

Оприходован отработанный аккумулятор по справедливой стоимости

209

718

180

10

Сдан старый аккумулятор на утилизацию

377

712

180

11

Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

30

12

Окончательно списан старый аккумулятор

943

209

180

13

Отражены расходы на приобретение услуг СТО по замене шин и аккумулятора

92

685

800

14

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

685

160

641

644/1

160

15

Произведена оплата СТО за услуги

685

311

960

Замена шин на автомобиле ФЛП

Рассмотрим теперь ситуацию, когда шины и аккумулятор на своем авто меняет, не юрлицо, а физлицо-предприниматель (ФЛП).

Если речь идет о ФЛП-единоналожнике, то ситуация простая. У единоналожников-НДСников (третьегруппников, которые уплачивают единый налог по ставке 3 %) НДС в стоимости шин и аккумулятора попадет в налоговый кредит, а расходы на такие приобретения — в раздел ІІ Книги учета доходов и расходов.

Что же касается единоналожников-безНДСников (первогруппников, второгруппников и третьегруппников, уплачивающих единый налог по ставке 5 %), то у них операция по замене шин и аккумулятора вообще пройдет мимо учета.

А вот по ФЛП-общесистемщикам ситуация крайне неблагоприятная. Ведь как легковые, так и грузовые автомобили для них определены как основные средства двойного назначения (п.п. 177.4.6 НКУ).

Что лишает предпринимателя-общесистемщика не только права амортизировать первоначальную стоимость автомобилей, но и права включать затраты на содержание автомобиля в свои «предпринимательские» расходы (п.п. 177.4.5 НКУ).

Именно к таким расходам и относятся расходы на замену шин и аккумуляторов на автомобиле. А следовательно предприниматели-общесистемщики «пролетают» с этими расходами.

Как видите, замена шин и аккумулятора — это очень простая и даже банальная процедура, как с технической, так и с учетной стороны. Поэтому, как говорится, «ни гвоздя, ни жезла» вам и вашим автомобилям в эту зиму!

выводы

  • Замена шин и аккумулятора по своей сути является операцией по техническому обслуживанию автомобиля.
  • По нашему мнению, стоимость шин более целесообразно списывать на расходы не при установлении, а при полной отработке их рабочего ресурса.
  • Расходы на замену шин и аккумуляторов отражаются по направлению использования автомобиля. Они не капитализируются и не влияют на амортизацию автомобиля.
  • Расходы на замену шин и аккумулятора автомобилей не включаются в состав расходов предпринимателя-общесистемщика.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2017/october/issue-87/article-31605.html

ЗнайПрава
Добавить комментарий