Нарушение правил хранения оружия ук

к СТ 20.8 КоАП РФ

Нарушение правил хранения оружия ук

Статья 20.8 КоАП РФ. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему

Комментарий к статье 20.8 КоАП РФ:

1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии” (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему.

Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 – 223 УК РФ, – “за незаконные производство и оборот оружия”. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.

) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона “Об оружии” (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г.

N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.

), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.

), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.

), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 – 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения – юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч.

2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч.

2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам – в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

В ч.

3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона “Об оружии”, в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч.

4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

В ч.

5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

В ч.

6 установлена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения. Следовательно, если в соответствии с другими частями комментируемой статьи субъект ответственности – лицо, наделенное соответствующими полномочиями, связанными с оборотом оружия, либо осуществляющее эту деятельность в установленном порядке (в том числе по коллекционированию и экспонированию оружия, по выдаче свидетельств или медицинских заключений и др.), то в рассматриваемом случае субъект ответственности – лицо, незаконно осуществляющее определенные действия. Что касается огнестрельного оружия ограниченного поражения, то с 1 июля 2011 г. вступают в силу положения Федерального закона “Об оружии”, непосредственно касающиеся данного вида оружия.

При совершении такого правонарушения применительно к гражданам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административный арест, применительно к должностным лицам – дисквалификация, причем во всех случаях конфискация оружия и патронов к нему выступает в качестве обязательного дополнительного наказания, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу (с конфискацией оружия и патронов к нему) является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.7, 3.9, 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела о данных правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы о вышеуказанных правонарушениях будут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Источник: http://www.kodap.ru/kommentarii/razdel-2/glava-20/st-20-8-koap-rf

Ответственность за незаконный оборот оружия

Нарушение правил хранения оружия ук
2 Ноября 2018 года Прокуратура разъясняет

Ответственность за незаконный оборот оружия

Оружие всегда было, есть и остается серьезным, общественно опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений.

Незаконный оборот оружия – главный катализатор преступности. В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.

Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в частности, убийств, разбоев и бандитизма.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150 – ФЗ «Об оружии».

Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)).

Так, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечёт административный штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

А за ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет.

Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф – от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.

Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (статья 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия.

Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст. 222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Объективная сторона преступления заключается в выполнении любого из действий, перечисленных в диспозиции статьи 222 УК РФ. Понятия “приобретение”, “передача”, “сбыт”, “хранение”, “перевозка” и “ношение” раскрываются в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 № 5:

– незаконное приобретение – покупка, получение в дар, в уплату долга и т.д.;

– незаконная передача – предоставление посторонним лицам для временного использования или хранения;

– незаконный сбыт оружия – безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения сделки (возмездной или безвозмездной);

– незаконное хранение – сокрытие в помещениях или тайниках;

– незаконная перевозка – перемещение на любом виде транспорта, но не при обвиняемом;

– незаконное ношение – нахождение в одежде, в том числе в сумке или портфеле, а также непосредственно на теле обвиняемого.

Такие преступления совершаются только с прямым умыслом, а субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

В частях 2 и 3 статьи 222 УК РФ предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и совершение преступления организованной группой.

Часть 4 ст. 222 УК РФ определяет ответственность для специального состава – незаконного сбыта гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия.

Учитывая общественную опасность данного состава преступления, законодателем установлены  серьезные санкции за незаконный оборот оружия.

Так, за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы  на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

Если такое преступление совершается группой лиц по предварительному сговору, то срок лишения свободы уже от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

В случае совершения вышеуказанных деяний организованной группой, наказание – на срок от пяти до восьми лет лишения свободы.

Если же совершается незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, то виновному лицу грозит наказание до двух лет лишения свободы со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

В тоже время лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст. 222 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности.

Добровольная сдача изъятых из свободного оборота предметов поощряется законодателем, поскольку она связана с сознательным прекращением виновным лицом своей преступной деятельности и предотвращением ее дальнейших негативных последствий, в том числе, предупреждением новых преступлений.

В   Постановлении  Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г.

разъясняется, что «под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей либо комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, предусмотренных примечаниями к ст. 222 и ст.

223 УК РФ, следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения вышеуказанных предметов».

При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Источник: https://sev.gov.ru/info/prokuratura/62496/

Уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия

Нарушение правил хранения оружия ук


Ключевые слова: небрежное хранение, уголовная ответственность, преступные лица, снаряжение, пороховой заряд, незаконный оборот оружия

В ст. 244 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия. Нарушение правил хранения огнестрельного оружия выражается в несоблюдении владельцем оружия правил его хранения.

Так, оставление оружия в общественном месте, где оно будет доступно для других лиц, создает благоприятную обстановку не только для использования оружия преступными лицами, но и для причинения тяжких последствий гражданским лицам.

Известный российский адвокат Хасан Бороков верно отмечает, что если человек взял на себя ответственность за хранение оружия, то он должен нести и уголовную ответственность, если в результате его небрежного отношения к своим обязанностям пострадали люди [7].

Законодательное определение огнестрельного оружия дается в Федеральном законе от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», в соответствии с которым огнестрельным оружием является оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда [5].

В данном составе преступления в качестве обязательного признака выступает наличие правовых оснований для владения лицом огнестрельным оружием. Этот признак позволяет отличить небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ) от незаконного хранения оружия и боеприпасов (ст. 222 УК РФ), где отсутствуют любые правовые основания для хранения огнестрельного оружия.

Авторы П. С. Матышевский и И. Я. Козаченко полагают, что при небрежном хранении огнестрельного оружия и при отсутствии на него разрешения, деяния субъекта должны квалифицироваться по совокупности преступлений — по ст. 224 и 222 УК РФ. Хотя, по смыслу в ст.

224 УК РФ законодатель четко закрепляет, что состав преступления образуется при наличии именно законных оснований для его хранения, а соответственно при отсутствии таковых, действия должны быть квалифицированы по ст. 222 УК РФ.

Ранее Пленум Верховного Суда РФ закреплял это положение в постановлении от 25 июня 1996 № 5 «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ», но указанное постановление утратило силу, а на сегодняшний день регламентация действий при незаконном небрежном хранении оружия отсутствует. Потому, полагаем, что необходимы дополнения, и разрешение вопроса относительно квалификации действий субъекта при незаконном небрежном хранении огнестрельного оружия.

Основным непосредственным объектом является общественная безопасность, а указание в статье на наличие тяжких последствий и причинения смерти, позволяют говорить о дополнительном объекте — жизни и здоровья людей, собственности. Судебная практика показывает, что зачастую наряду с общественной безопасностью, нарушаются и общественные отношения, связанные с жизнью и здоровьем людей.

Предмет преступления — специальный: исправное огнестрельное оружие.

Законодатель закрепляет, что общественную опасность представляет именно огнестрельное оружие, готовое к использованию, тогда как хранение иных видов оружия не представляет такой опасности, которая создавала бы необходимость его криминализации.

Такой подход нельзя назвать корректным, ведь и газовое, и холодное оружие, и боеприпасы могут причинить тяжкий вред здоровью человека, а потому мы считаем необходимым дополнить ст. 224 УК РФ, и обозначить предметом преступления газовое, холодное оружие, а также боеприпасы.

Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил хранения огнестрельного оружия, повлекшим возможность его применения другими лицами. Как правило, деяние субъекта выражается в форме бездействия. Следует учитывать, что условия хранения определяются для каждого вида оружия, а также влияют и условия жизни различных категорий владельцев.

Условия хранения нормативно урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» [5], Постановлением Правительства РФ от 21.07.

1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» [6].

При вынесении судом решения, необходимо учитывать, что критерии хранения огнестрельного оружия определены также и соответствующими ведомственными актами.

Объективная сторона включает в себя и наступившие последствия, так как по конструкции состав материальный: законодатель использует формулировку «наступление смерти человека или иных тяжких последствий». Термин «тяжкие последствия» является субъективно оценочным, как отмечает сам Пленум Верховного Суда РФ.

Отсутствие детализации не позволяет говорить о конкретных примерах таких последствий, но представляется, что таковыми будут являться: грабеж, захват заложников с использованием огнестрельного оружия, причинение значительного материального ущерба, доведение до самоубийства и т. д.

По каждому делу вопрос о наличии тяжких последствий решается судом с индивидуальным подходом.

Относительно формулировки «тяжкие последствия» в доктрине уголовного права ученые часто высказываются в пользу исключения условия наступления тяжких последствий по ст. 224 УК РФ, полагая, что сам факт небрежного хранения огнестрельного оружия является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Мы поддерживаем эту позицию, так как основной причиной наступивших последствий является небрежность со стороны владельца оружия,- исходя из этого мы предлагаем сконструировать основной состав как формальный, а в качестве квалифицирующего признака указать следующую формулировку «то же деяние, повлекшее причинение смерти или иные тяжкие последствия».

Особенность причинной связи деяния с наступившими последствиями состоит в том, что наступление общественно опасных последствий зависит одновременно от действий лица, допустившего небрежное хранение оружия и действия лица, воспользовавшегося этим. Ранее нами было отмечено, что законный владелец оружия лишь создает условия для его использования, хотя ст. 224 УК РФ не может вменяться без наступивших общественно-опасных последствий.

Несмотря на то, что тяжкие последствия фактически причиняются третьим лицом, за них отвечает не только это третье лицо, но и владелец, небрежно хранивший огнестрельное оружие. Вместе с тем, непосредственный причинитель преступного вреда не всегда отвечает за содеянное, например, при недостижении им возраста уголовной ответственности, по причине невменяемости и т. п. [2, с.8]

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины. При буквальном толковании нормы, складывается мнение, что преступление может быть совершено только в форме небрежности.

Некоторые авторы в своих научных исследованиях отмечают, что действительно форма вины данного состава — небрежность, хотя преступление может быть совершено как в форме небрежности, так и в форме легкомыслия.

Данный факт связан с тем, что законодатель, употребляя формулировку «небрежное хранение огнестрельного оружия», описывает не сторону субъективную, но объективную, что можно охарактеризовать тем, что лицо ненадлежащим образом выполняет условия хранения оружия.

Мы полагаем, что недопустимо использование термина «небрежное» в данном преступлении, так как нормы уголовного права толкуются буквально, а потому предлагаем ввести термин «нарушение правил хранения огнестрельного оружия».

По смыслу ст. 224 УК РФ необходимы законные основания для владения лицом огнестрельным оружием, а законодательно определены следующие критерии — граждане РФ, достигшие возраста 18 лет,- субъектом является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет, обладающее правом хранения огнестрельного оружия, то есть субъект специальный.

Отметим, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об оружии» юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, за исключением случаев, определенных Федеральным законом. Подобное оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел [5].

Вопрос о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих, работников других военизированных организаций за небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее его утрату и использование иными лицами, если это повлекло за собой причинение тяжких последствий, разрешается по ст.

348 УК РФ,- лицо, которому поручена охрана огнестрельного оружия, несет ответственность по ст. 225 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 224 УК РФ не требуется. В случаях, когда огнестрельное оружие находится во владении на нелегальных основаниях, лицо должно привлекаться к ответственности только по ст.

222 УК РФ [3, с.10].

Несоблюдение норм хранения оружия порождает большое количество преступлений. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, только за январь 2017г. в России было совершено 2,3 тыс. преступлений с использованием огнестрельного оружия [1].

Данный показатель нельзя назвать утешительным, особенно учитывая тот факт, что в 2014 году наказание по ст. 224 УК РФ было ужесточено: ч. 2 ст. 224 УК РФ предусматривает до двух лет лишения свободы.

Предложение по ужесточению наказания было внесено в Государственную думу после инцидента в одной из московских школ, когда ученик пришел в школу с винтовкой, убил двух человек, и взял заложников.

По нашему мнению, совершенно верно ужесточено наказание по данной статье, хотя и предполагаем, что его можно было бы увеличить, ведь, как сказал российский юрист Сергей Жорин, «надо прививать культуру хранения оружия».

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в рассмотренном составе преступления существуют определенные нюансы, и особенности, которые необходимо учитывать при назначении наказания, а также сформулированные нами предложения и выводы обладают практической значимостью, так как в будущем могут способствовать разрешению многих пробелов, возникающих при квалификации деяний по ст. 224 УК РФ.

Литература:

1. Статистика Федеральной службы Государственной статистики об основных показателях преступности в РФ [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/

2. Задоян А. А. Ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия: статья // А. А. Задоян. — М.: Актуальные вопросы российского права. 2014.

3. Степанова М. А. Небрежное хранение огнестрельного оружия: особенности квалификации и отграничение от смежных составов: статья // М. А. Степанова. — Белгород: Проблемы правоохранительной деятельности. 2016.

Источник: https://moluch.ru/archive/149/41991/

Основные аспекты получения разрешения на приобретение, ношение, хранение огнестрельного, холодного и пневматического оружия гражданами Украины, правовое регулирование

Нарушение правил хранения оружия ук

Ежедневно количество приговоров, вынесенных судами в отношении лиц, которые незаконно обращаются с оружием возрастает. Аспекты, касательно порядка приобретения, ношения, хранения огнестрельного, холодного, пневматического оружия гражданами и ответственности лиц за несоблюдение правил приобретения, ношения, хранения оружия, а также незаконное обращение с оружием.

По состоянию на сегодня, в Украине отсутствует единый законный и кодифицированный нормативно-правовой акт, который бы регулировал порядок получения разрешений на изготовление, приобретение, хранение, учет, перевозку и использование оружия.     

Користуйтеся коснультацією:Правила применения травматического оружия. Необходимая оборона

Еще в 2014 году в Верховную Раду внесен проект закона Украины «О гражданском оружии и боеприпасах», который не принят на данный момент.

По этому поводу, между правоведами возникают баталии. Так, в связи вышеупомянутой проблемой, отсутствия законодательно акта в данной сфере, 31.07.2018 г.

Верховным Судом вынесено Постановление, которое определяет правовую позицию нормативного регулирования, касательно вопросов права на оружие и наличия ответственности за незаконное обращение с оружием в разрезе статьи 263 Уголовного кодекса Украины.

Мотивируя свои требования в кассационной жалобе, защитник указал следующее: «При отсутствии в Украине закона, который бы регулировал порядок предоставления разрешения на ношение оружия, в действиях клиента отсутствует состав преступления ст. 263 УК Украины».

В свою очередь, суд кассационной инстанции, определил вышеупомянутые доводы защитника безосновательными. В свою очередь указал, что поскольку норма ст. 263 УК Украины является субсидиарной и для понимания незаконности обращения с оружием, требует анализа соответствующего закона.

При этом понятие «закон», которое использовал законодатель, имеет расширенное толкование и включает в себя законодательство в целом, в том числе нормативные акты, регулирующие соответствующие правоотношения, нарушение которых образует объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст.

263 УК Украины.

Таким образом, законодательное регулирование вопроса, относительно получения разрешения на оружие гражданами регулируется Инструкцией «О порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, заряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам металлическими снарядами смертельного действия, и указанных патронов, а также боеприпасов к оружию и взрывчатых материалов», утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины N 662 от 21 августа 1998 года. Подробнее с содержанием указанной Инструкции можно ознакомиться на официальном сайте Верховной Рады Украины по ссылке – http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0637-98 – (далее – Инструкция).

Инструкция устанавливает следующие строки и виды разрешений на оружие, которое могут получить граждане Украины:

Строк разрешения на изготовление, хранение и использование оружия составляет 3 года;

Строк разрешения на приобретение и перевозку составляет до 3 месяцев.

Право на приобретение оружия.

Право на приобретение некоторых видов огнестрельного оружия, а именно:

– охотничьего гладкоствольного оружия и основных частей к нему имеют лица, достигшие 21-летнего возраста;

– охотничьего нарезного оружия и основных частей к нему имеют лица, достигшие 25-летнего возраста;

Право на приобретение холодного, холостого и пневматического оружия и основных частей к нему имеют лица, достигшие 18-летнего возраста.

Количество оружия, которое может иметь гражданин Украины, не ограничено, однако владелец оружия должен обеспечить ее безусловную сохранность.

Согласно Инструкции, а именно пункта 2.3., разрешения на приобретение, хранение и ношение гражданами Украины охотничьего гладкоствольного оружия, основных частей оружия, боевых припасов к нему, пневматического, холодного и холостого оружия выдаются территориальными подразделениями полиции.

Користуйтеся коснультацією: Чи легко отримати дозвіл на зброю в Україні?

Для получения разрешения на приобретение охотничьего огнестрельного нарезного, гладкоствольного оружия, пневматического оружия, холодного оружия гражданин должен обратиться по месту своего жительства (или установленного в законном порядке места проживания) в соответствующее территориальное подразделение полиции и подать следующий пакет документов:

  1. заявление о выдаче разрешения на приобретение оружия на имя руководителя органа полиции по месту жительства заявителя;
  2. заполненная карточка-заявление;
  3. медицинскую справку;
  4. справку об изучении материальной части оружия, специальных средств, правил обращения с ними и их применения;
  5. платежный документ (платежное поручение, квитанция) с отметкой банка, отделения почтовой связи или кода проведенной операции о внесении средств за предоставление соответствующей платной услуги;
  6. копии 1, 2 и 11 страниц паспорта гражданина Украины.

Регистрация оружия.

Приобретенное охотничье огнестрельное нарезное, гладкоствольное оружие, основные части оружия, холостое, пневматическое оружие, холодное оружие, и устройства в течение десяти дней со дня приобретения должны быть зарегистрированы в органах полиции по месту жительства владельца с получением разрешения на его хранение и ношение.

Для получения разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного нарезного, гладкоствольного оружия, пневматического оружия, холодного и холостого оружия, устройств владельцами в органы полиции подаются:

  1. заявление о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия на имя руководителя органа полиции;
  2. две фотографии размером 3 х 4 см;
  3. дубликат разрешения с отметкой магазина о продаже оружия, устройства или с отметкой о переоформлении их в установленном законодательством порядке;
  4. платежный документ (платежное поручение, квитанция) с отметкой банка, отделения почтовой связи или кода проведенной операции о внесении средств за предоставление соответствующей платной услуги;
  5. договор страхования ответственности.

Порядок хранения оружия.

Оружие, боеприпасы к нему, основные части оружия, устройства и патроны к ним, принадлежащие гражданам, должны храниться в металлических ящиках, сейфах, специально изготовленных для хранения оружия по месту их постоянного проживания или в местах временного пребывания владельцев (дачных домах и т.д.), о чем уведомляются органы полиции. При этом оружие, устройства должны быть в разряженном состоянии.

Стоит отметить, что законом предусмотрено получение соответствующих разрешений на коллекционное оружие, наградное оружие, а также порядок получения в наследство оружия гражданами Украины.

Ответственность лиц.

На основании норм действующего законодательства Украины, граждане могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности за несоблюдение установленных законом правил обращения с оружием.

Инструкцией предусмотрены виды оружия, на которые распространяется система выдачи разрешений на оружие. Таким образом, определения: огнестрельное оружие, пневматическое оружие, холодное оружие разграничены между собой.

Огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для поражения целей снарядами, которые получают направленное движение в стволе (с помощью силы давления газов, образующихся в результате сгорания метательного заряда) и имеют достаточную кинетическую энергию для поражения цели, находящейся на определенном расстоянии. К огнестрельному оружию относятся, в том числе и охотничье нарезное и гладкоствольное оружие.

К пневматическому оружию относятся пистолеты, револьверы, винтовки калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду, в которых снаряд (пуля) приводится в движение за счет сжатых газов.

Холодное оружие – предметы и устройства, конструктивно предназначенные и по своим свойствам пригодны для неоднократного использования, путем непосредственного воздействия тяжелых (опасных для жизни в момент причинения) и смертельных телесных повреждений, действие которых основано на использовании мышечной силы человека.

Стоит обратить внимание на то, что согласно норм Кодекса Украины об административных правонарушениях ответственность наступает за незаконные действия как с огнестрельным, холодным оружием, так и пневматическим оружием, в том числе.

В то же время, согласно ст.

263 Уголовного кодекса Украины, ответственность наступает за ношение, хранение, приобретение, передачу или сбыт огнестрельного и холодного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения и за ношение, изготовление, ремонт или сбыт кинжалов, финских ножей, кастетов или другого холодного оружия без предусмотренного законом разрешения.

Поэтому, можно сделать вывод, что привлечение к административной ответственности распространяется на правонарушителей, которые «незаконно», владеют или обращаются с огнестрельным и холодным оружием, в тому числе и пневматическим оружием. А привлечение виновных лиц к уголовной ответственности распространяется на тех граждан, которые незаконно обращаются с огнестрельным, холодным оружием, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами.

Вместе с тем, прошу обратить внимание на то, что согласно ч.3 ст.

263 Уголовного кодекса Украины, освобождается от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, а именно, ношение, хранение, приобретение и сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения; а также ношение, изготовление, ремонт или сбыт кинжалов, финских ножей, кастетов или другого холодного оружия без предусмотренного законом разрешения, если оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства добровольно сданы органам власти.

Користуйтеся коснультацією:Відповідальність за незаконне зберігання та носіння зброї в Україні

  Автор консультации: Виктория Пинчук,   адвокат АО “КФ “ДОМИНАНТА”

Источник: https://protocol.ua/ua/osnovnie_aspekti_polucheniya_razresheniya_na_priobretenie_noshenie_hranenie_ognestrelnogo_holodnogo_i_pnevmaticheskogo_orugiya_gragdanami_ukraini_pravovoe_regulirovanie/

Правовое просвещение

Нарушение правил хранения оружия ук

19.02.2018

За 2017 год на территории Республики Хакасия значительно (на 100%) выросло число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Втрое больше выявлено преступлений в гг. Абакане и Абазе, Усть-Абаканском районе, Ширинском и Аскизском районах.

Напрашивается вопрос, что послужило созданию такой ситуации – неосведомленность жителей Республики Хакасия об ответственности за данный вид преступлений или активизировавшееся их противоправное поведение. В обоих случаях не лишним будет напомнить про ответственность за совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом оружия.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит ответственность за:

– нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8 КоАП РФ) – влечет штраф от 50 до 100 тыс. руб., дисквалификацию (должностные лица), от 300 до 500 тыс. руб., приостановление деятельности (юридические лица). Данная статья, в том числе предусматривает ответственность за ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения; невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

– установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9 КоАП РФ) – влечет штраф от 2 до 2,5 тыс. руб. с конфискацией.

– незаконное изготовление, продажу или передачу пневматического оружия (ст. 20.10 КоАП РФ) – влечет штраф от одной до 5 тыс. руб. с конфискацией (граждане), от 10 до 30 тыс. руб. с конфискацией либо дисквалификацией (должностные лица), от 30 до 50 тыс. руб., с конфискацией либо административным приостановлением деятельности (юридические лица).

– нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11 КоАП РФ) – влечет предупреждение или наложение штрафа от одной до 5 тыс. руб.

– пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12 КоАП РФ) – влечет штраф от 500 руб. до 3 тыс. руб. с конфискацией оружия или без таковой, либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного до 2 лет.

– стрельбу из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП РФ) – влечет штраф от 3 до 5 тыс. руб. с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Стрельба из оружия в населенных пунктах или в других, не отведенных для этого местах – влечет  штраф от 40 до 50 тыс. руб.

с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1,6 до 3 лет с конфискацией оружия и патронов к нему.

Если эти действия совершенны группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения – влечет штраф от 50 до 100 тыс. руб. с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок 3 года с конфискацией оружия и патронов к нему.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ответственность за:

– незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (ст. 222 УК РФ) – наказывается лишением свободы до 4 лет со штрафом до 80 тыс. руб. либо без такового.

Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия – наказывается лишением свободы до 2 лет со штрафом до 80 тыс.

руб. или без такового.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в статьях 222.1, 223 и 223.1 настоящего Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

– незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК РФ) – наказываются лишением свободы до 5 лет со штрафом до 100 тыс. руб.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье.

– незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ).

Незаконные изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, метательного оружия, а равно незаконные изготовление, переделка или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию – наказываются лишением свободы до 2 лет со штрафом от 50 до 80 тыс. руб. либо без такового.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности.

– незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств (ст. 223.1 УК РФ) наказываются лишением свободы от 3 до 6 лет со штрафом от 100 до 200 тыс. руб.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности.

– небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ) – наказывается либо лишением свободы до двух лет.

– хищение либо вымогательство оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 224 УК РФ) – наказываются лишением свободы от 3 до 7 лет.

Источник: http://www.prokrh.ru/raz_zakonodat/vopros_otvet/detail.php?id=9538

ЗнайПрава
Добавить комментарий